От обыденного понимания культуры к научному
В настоящее время понятие «культуры» во всех гуманитарных науках является фундаментальным. Не вызывает сомнений и тот факк, что понятие культуры является основным понятием в межкультурной коммуникации. Найти понятие более комплексное, имеющее больше смысловых оттенков и использующееся в самых различных контекстах, трудно. «Культура общения», «культура поведения» — эти понятия давно известны каждому из нас, так как в повседневном понимании «культура» явлляется оценочным понятием и выражает совокупность личностных черт человека. Называть эти черты культурой несколько неверно, ведь термин «культурность» выражает это понятие вернее.
В настоящее время исследования культуры демонстрируют огромный, и что не мало важно быстро возрастающий, интерес ученых к данному понятию. А.Кребер и К. Клакхон, американские антропологи, занимавшиеся исследованиями культуры с 1871 по 1919 гг. дали, не много не мало 7 определений культуры. Более того до 50-х годов 20-го века количество определений увеличилось до 150, а в настоящее время их более полутысячи. Тем не менее, Кребер и Клахон разделили все эти понятия на 6 классов:
- Описательные. В данных определениях культура выражается совокупностью всех человеческих достижений: деятельностей, религий, обычаев.
- Исторические. Этот вид определений определяют культуру, связывая ее с социальным наследием, а также с культурными традициями общества.
- Нормативные. Культура — сумма правил и порядков, которые позволяют организовать человеческое поведение.
- Психологические. В них культура определяется совокупностью форм приобретенного поведения. Подобные формы поведения появляются в результате приспособления человека к условиям жизни, которые его окружают.
- Структурные. Культура определяется едной системой с внутренней взаимосвязью различных моделей.
- Генетические. Культура — результат адаптации человека к той среде, в которой он обитает.
Несмотря на все многообразие определений, дефиниций, интерпретаций данного понятия, ученых это ни сколько не смущает. Причиной тому является то, что культура — очень сложное и многостороннее явление, которое не может не выражать все стороны человеческого существования. К культуре относится любое явление созданное человеком. Не удивительно и то, что изучением культуры занимается огромное колличество самых разнообразных наук: этнология, лингвистика, социология, философия, история и многими, многими другими. Каждая из вышеперечисленных наук, изучает культуру с отдельной стороны, оперируя собственными методами и способами.
Определение культуры в повседневной жизни делится минимум на 3 значения:
- Культура — сфера жизни нашего общества, которая представлена в виде организаций и учреждений, распространяющих культурные и духовные ценности.
- Культура — сумма устоив, норм и ценностей, которые присущи определенному народу, группе лиц, общности и пр.
- Культура — результат достижений на самом высоком уровне в любой сфере человеческой деятельности.
Как вы могли заметить, представление о культуре в повседневной жизни связаны с ее отождествлением с уровнем воспитания или образования. Тем не менее, в самом распространенном смысле под культурой понимаю совокупность материальных достижений человечества на протяжении всей его истории. В таком виде, культура является «второй природой» человечка, благодаря которой люди не живут по законам дикой природы. Кребер и Клахон сформировали подобное представление о культуре. Они считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи… и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем» (Kroeber A., Kluckhon С; 161). В этом определении культура является комплексным термином, и даже феноменом, отражающим и включающим в сябя все явления социальные и материальные, включающим в себя самые разнообразные модели поведения отдельного человека, а также группы людей. Разумеется культурная сторона жизни человека невидима с первого взгляда, на нее нельзя посмотреть, ее нельзя почувствовать. Тем не менее, в различных формах человеческого поведения: ритуалах, традициях, нормах — мы можем наблюдать проявления культуры. Изучение культуры начинается в тот момент, когда мы начинаем замечать, что различные народы в одной и той же ситуации будут вести себя по-разному. В таком понимании культура — понятие абстрактное, помогающая понять природу человеческих действий, объяснить различия в поведении различных культурных групп. Если подходить к определению культуры с этой стороны, то культура будет выступать суммой достижений во всех сферх жизнедеятельности общества. В данном случае культура будет являться показателем образа жизни соц. группы, этноса, нации и пр. в синхроническом отношении (без учета времени).
Культурная антропология занимается исследованием способности человеческого общества развивать культуру в любых ее проявлениях: характер нации, менталитет, образ жизни, восприятие окружающего мира.
Для культурной антропологии культура — это продукт, образовавшийся в результате совместной жизни и включащий, в себя модель сосуществования коллективов, классификацию норм и правил поведения и удовлетворения личностных и коллективных потребностей. Главная особенность долгого проживания групп людей заключается в том, что с течением времени у них будет образовываться общее мировоззрение, одинаковый образ жизни, даже стиль одежды и манера общения будут в большинстве своем совподать. В результате мы получаем способную к самостоятельной жизни систему, которая называется этнической культурой народа. Ее ключевым компонентом является свод норм, правил, которые вырабатываются и признаются в результате совместного сосуществования. Стоит отметить, что эти свойства не переходят от одного поколения к другому, в отличии от биологических признаков, а получаются лишь в процессе обучения. Таким образом, мы приходим к выводу, что существование единой культуры, способной объединить всех людей на нашей планете,- утопия, так как в большинстве своем кодексы поведения в определенном обществе всегда будут зависить и от природных, и от климатических, и от многих других условий. Таким образом, культура — условно понятие абстрактное, так как ее проявление можно найти либо в виде совокупности различных исторических эпох, а в них она будет представлена отдельными группами, странами, народами и т. д. Культуру отдельных стран и народов принято назвывать локальными или этническими культурами.
Локальные культуры — естественная форма существования человеческой культуры. Из-за взаимодействия местных культур возникает необходимость в изобретени моделей, стилей, типов поведения, благодаря которым становится возможным сохранить самобытность различных этических групп. Стоит отметить, что развитие локальных культур очень редко происходит в исключительно в мирных условиях: войны и конфликты, на ряду с мирным общением формируют своеобразие отдельной локальной культуры.
Характер контактов коммуникантов различных культур будет определятся степенью родства этих культур. Многие локальные культуры похожи между собой, из-за сходства условий, в которых жили различные группы, возникает, так называемое, генетическое родство культур. В то же время, некоторые культуры могут кординально отличаться друг от друга. Тем не менее, стоит отметить, что не существует плохих культур, так как каждая из них является результатом опыта многих поколейний одного из исторических обществ. Этот опыт придает каждой из культур уникальные черты, определяющие ее уникальность.
Своеобразие культур проявляется во всех сферах человеческой жизни начиная от удовлетворения своих биологических потребностей, заканчивая различными способами поведения во время трудовых операций.
*Например, этнографы заметили тот факт, что даже народы живущие практически в одинаковых условиях строят свои дома по-разному. В России на севере дома принято располагать торцом к улице, а на юге, их строят вдоль улицы. На кавказе балкарцы строят одноэтажные дома из камня, осетины двухэтажные дома, а карачаевцы стороят деревянные! Пару сотен лет назад по одежде крестьянки можно было определить ее происхождение, а тюбитейка узбека сигнализировала о том, из какой местности человек.
Без сомнений носителями культуры являются различные народы, но у каждого народа форма этнической общности уникальна. Таую общность в этнологии называют этносом. Этнос — устойчивая общность людей на протяжении нескольких поколейний. Объединение в этносы происходит естественным путем, но причин для этого может быть огромное количество, начиная от общих традиций, заканчивая общностью быта. Тем не менее, не стоит забывать, что ядром любой общности всегда являестся общность ЯЗЫКА и ТЕРРИТОРИИ.
В процессе формирования и существования любой культуры возникает культурная картина мира, являющаяся результатом восприятия окружающего мира людьми. Тем самым культурная общность создает свое собственное представление о мире, которое различно для каждой культуры, такое представление называется культурной картиной мира. Иными словами культурная картина мира — сумма понятий, знаний, представлениях о нормах, нравах, ценностях и пр. не только собственной, но и чужой культуры. Существование культуры без этих знаний невозможно, так как именно благодаря культура становиться неповторимой.