Большинство из нас со школьной скамьи выносит мысль о том, что умелое использование грамматических конструкций – важнейший показатель хорошего владения языком. Упражнения на употребление грамматических конструкций, в особенности времен, составляют львиную долю всевозможных контрольных работ, срезов и экзаменов. Несомненно, без знания и применения грамматики невозможно умело пользоваться иностранным языком, однако излишняя сосредоточенность на грамматических правилах может замедлить развитие беглой речи и восприятия речи на слух. В этой статье мы рассмотрим, как сохранить уравновешенность в работе с грамматикой.
Анализ конструкций и речевые обороты
Освоение грамматических закономерностей, как правило, начинается с подробного разбора структуры изучаемой конструкции. Например, изучение времени Present Continuous начинается с таких объяснений:
Настоящее длительное время (Present Continuous или Present Progressive Tense) образуется с помощью спрягаемой формы вспомогательного глагола to be и четвертой формы смыслового глагола.
Такая формулировка абсолютно верна с точки зрения лингвистики, но очень далека от первоначального восприятия языка. Изучая английский как иностранный, мы, конечно, нуждаемся в таких объяснениях, но уделять им слишком много внимания опасно: если человек, говоря по-английски, будет перебирать в уме подобные формулировки из учебника, беглости он не достигнет никогда.
С другой стороны, грамматические конструкции легко запоминаются и входят в обиход, если вводить их с помощью устойчивых оборотов (chunks). Например, большинство изучающих легко запоминают и употребляют фразы типа What are you doing here? I´m coming. или He is going to visit his mom. Опираясь на подобные обороты, ученик в принципе может построить бесконечное число других фраз с использованием Present Continuous. При таком подходе основной опорой ученика становятся фразы из повседневной речи, а грамматические правила лишь поддерживают эту основную опору.
Боязнь ошибок
Другая ловушка ученика, слишком сосредоточенного на грамматике, – чрезмерная боязнь ошибок. Эта боязнь вредна и сама по себе, но когда она сочетается с желанием «понять всю грамматику», она вовсе парализует. Ведь грамматика английского языка отличается в разных странах. Например, правила употребления Present Perfect не совпадают в Британии и США. В австралийском английском по-прежнему допустимо говорить I haven´t any money, хотя в других странах такая фраза звучит архаично. А в речи многих носителей индийского варианта вообще отсутствует слово does.
Грамматических ошибок, как и любых других, невозможно полностью избегать. С другой стороны, выполнение упражнений по грамматике, уравновешенное должным объемом устной практики, сов временем сведет число таких ошибок к минимуму. А осознание того, что речь с ошибками, как правило, остаётся понятной для собеседника, поможет избегать лишних заминок и проволочек в устной речи.
Когда грамматики слишком много
У людей, изучающих язык самостоятельно, а иногда и у тех, кто слишком усердно учился в школе, возникает еще одна проблема: они знают слишком много правил, но не знают, как и зачем их применять. Например, человек может правильно образовать конструкцию Future Perfect Continuous in-the-Past, но понятия не имеет, где эту конструкцию применить в живой беседе или деловом письме.
Причина такого явления – избыточные знания о грамматике изучаемого языка и слишком высокое внимание к ней. Как и в любом образовательном процессе, в изучении грамматики необходимо дозирование материала. Например, для общения на базовом уровне бывает достаточно трех времен из шестнадцати и двух-трёх модальных глаголов из двадцати. На то, какие именно грамматические конструкции нужны ученику на данном этапе, должен указывать учитель, тьютор или репетитор. Если человек изучает язык самостоятельно, он может сверяться с учебниками и самоучителями, которые описывают соответствие грамматических навыков и уровня овладения языком.
Уравновешенность – ключ к успеху
Навыки использования грамматических конструкций – важный, но не единственный элемент уверенного и умелого использования иностранного языка. Умеренно занимаясь грамматикой и не забывая о других важных элементах обучения (словарный запас, произношение, восприятие словосочетаний, использование разных регистров), ученик обязательно достигнет ощутимых результатов.