Однородные члены, не соединенные союзами
Запятая
Если однородные члены предложения не соединены союзами, то между ними обычно ставится запятая, например:
Я видел его голову, спутанные волосы, оборванный хлястик шинели.
Преподаватель объяснял новый урок четко, ясно, простым языком.
Она вошла в комнату вся такая воздушная, покрутилась мимо нас, остановилась на мгновение, чуть не задела своим маленьким зонтиком пару статуэток в углу и скрылась за дверью.
Примечания:
1. Запятая не ставится:
а) между двумя глаголами в одинаковой форме, которые указывают на движение и его цель или образуют единое смысловое целое (в таких сочетаниях нет однородных членов), например:
Я зайду проведаю бабушку после работы.
Она впопыхах забежала забрала рукавицы и вновь выскочила на улицу.
Сравните: Сядь посиди, тебе еще весь день стоять на ногах.
Попробуй узнай, как можно выполнить эти сложные тесты.
Они посидели поговорили о войне и всем том ужасе, который приключился с ним за время его отсутствия в родной деревне.
Я уже жду не дождусь, когда ко мне придет от него весточка.
б) в устойчивых выражениях, например:
Она получила наказание за все про все, хотя во многом она была не виновата.
За все про все с тебя 120 рублей.
Поговорили о том о сем и разошлись по разным домам.
в) между определяемым существительным и приложением к нему, при которых повторяется один и тот же предлог, например:
В нашей семье при сестре при матери нельзя было повышать голос.
От девушки от сироты я ни разу не слышал таких ласковых добрых слов.
Дефис
Не являются однородными членами и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:
а) парные сочетания синонимического характера, например:
После того, как он узнал правду-истину, многие вопросы исчезли сами собой.
Конца-краю нет нашей прекрасной Родине, такая она большая.
Чтобы добраться до школы в зимнюю пору, она пробиралась сквозь вьюги-метели.
Наконец приехал мой друг-приятель.
Я хотела всем коллегам рассказать про свое житье-бытье, но мне все равно никто бы не поверил.
Какая мне от этого польза-выгода, если ты меня будешь по-прежнему обманывать?
Честь-хвала нашим воинам, они настоящие герои!
Ну и как Вас звать-величать?
Я буду его просить-молить, может он поможет устроить мою дочь помощником юриста.
Пани изволили спать-почивать в большой комнате, поэтому прошу её освободить.
У нас появился новый сотрудник. Прошу его миловать-жаловать.
Я вспомнил ту пору-времечко, когда я был еще совсем юн и свеж; я позволял себе влюбляться в каждую встречную.
Время прошло, во многих странах изменились свои обычаи-порядки.
Он зашел в общественную уборную и сразу почувствовал кругом смрад-дым.
Он был из тех старых воров-разбойников, которые имеют привычку запугивать маленьких прохожих.
Я просто однажды взял в руги гитару и все пошло-поехало.
Они познакомились весной и понравились друг другу, а потом у них все завертелось-закружилось.
Дочь у меня очень любит юмор: услышит новую шутку и заливается-хохочет.
Когда она ушла, еще целых 6 лет он убивался-плакал.
Всем окружающим было любо-дорого смотреть на них, настолько они подходили друг другу.
Я своих соседей совсем не знаю, все у них шито-крыто.
Если мне мил-дорог человек, я его ни за что никому не отдам.
Он носил старую потертую фуфайку и латаные-перелатаные носки.
Любовь пришла нежданно-негаданно и я ничего уже с собой не мог поделать.
б) парные сочетания антонимического характера, например:
Обязательно прочтите условия купли-продажи в нашем договоре.
Это рабочая модель экспорта-импорта товара между двумя странами.
Инна удобно уселась за стол и стала отмечать приход-расход.
Она устроилась работать на завод по приему-выдаче металлооборудования.
Вы сначала сформулируйте свои вопросы-ответы, а уже потом подходите ко мне.
От услышанной новости Стефания начала бегать вперед-назад.
Ему очень нравилось крутить свечу по спирали вверх-вниз и размышлять о быстротечности жизни.
в) парные сочетания, в основе которых лежат связи ассоциативного характера, например:
Это была удивительная ночь, песни-пляски не прекращались до утра.
По осени мы часто любим ходить в лес по грибы-ягоды.
Все жители деревни, в которой прошло все мое детство, всегда встречали моего дядю хлебом-солью.
Был я однажды в Африке, разные там водятся птицы-рыбы.
Да, если хочешь знать, он мне сват-брат, он жизнь мне спас.
Он не мог толком дышать, так как был связан по рукам-ногам.
В анкете, которую выдали всем учащимся средней школы, необходимо было указать свое имя-отчество.
В этом мире нет чужих: все мы братья-сестры.
Когда-нибудь нас будут вспоминать наши внуки-правнуки.
К нам внезапно заехали непрошеные гости, пришлось всех поить-кормить.
После рождения второго ребенка ему пришлось работать еще усерднее, необходимо было одевать-обувать семью.
Точка с запятой
Распространенные однородные члены предложения, имеющие запятые могут разделяться точкой с запятой, например:
Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.
В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет…
Тире
Чтобы выразить противоположность между двумя однородными членами, которые не связаны союзами, ставится тире, которое легко можно заменить союзом а, например:
Не рыбачий парус малый – корабли мне сняться.
Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал.
Стрелять в лебедя не просто преступно – подло.