В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… и Слово стало плотью
(Иоанн 1:1,114)
Слово, с одной стороны,— одно из самых простых и интуитивно понятных терминов в лексикологи, с другой — даже сегодня лингвисты не могут полностью сойтись во мнениях о точной дефиниции слова.
Лев Щерба писал: «В самом деле, что такое слово? Мне думается, что в разных языках это будет по разному. Из этого собственно следует, что понятие «слово» вообще не существует».
И действительно, несмотря на то, что в современном научном мире существует множество определений слову, в которую входят бихевиористическая (Л. Блумфилд), концептуальная и др. трактовки слова; многие лингвисты в принципе отказались использовать термин слово, предпочитая ему определение с более узким значением: словоформа, сема, морфема, лексема. Более того, даже в прикладных исследованиях дефиниция слова имеет формальные исследования: в практических исследования под словом понимается некоторая последовательность символов между двумя пробелами. Однако, не стоит забывать, что разбиение слов пробелами — это не более чем простая формальность, так как в некоторых языках текст вообще не делится на слова, примером тому может послужить русский язык до 16 века.
Э. Сепир писал о том, что слово — это что-то психологически реальное, поэтому абсолютный отказ от столь важного лингвистического понятия вряд представляется возможным.
А.И.Смирницкий писал: «В одних языках… слова выделяются более или менее четкими фонетическими признаками (ударение, сингармонизм, законы конца слова и пр.); в других, напротив, фонетические признаки слова совпадают с тем, что мы находим у других образований (например, у морфем или, напротив, целых словосочетаний). Все многообразие особенностей отдельных языков может, однако, нисколько не препятствовать определению «слова вообще», поскольку в этом многообразии выделяются и общие черты, выступающие как наиболее существенные признаки слова, при всех возможных отклонениях от типичных случаев».
Так же заслуживает внимания семасиологическая трактовка слова, где оно представляется триединством таких компонентов как денотата или референта, символьной и/или звукой формы слова, а также концепта. Однако стоит отметить, что и в данном случае единое определение форме слова дать не удастся, т. к. звуковая или символьная форма слова, из-за омонимов, может совпадать, во-вторых слово — уникально, а понятие — частно, в-третьих, из-за существования синонимических рядов.