Башкирский язык входит в кыпчакскую группу западной ветви тюркских языков. Носители этого языка являются коренным народом республики Башкортостан, субъекта РФ, расположенного в Южном Урале и Приуралье. Также этот народ встречается и за пределами республики, например, в Курганской, Свердловской, Челябинской, Самарской, Пермской областях, Татарстане, и на других прилегающих к республике территориях. Коренным названием народа является башкорт, что, согласно одной гипотезе переводится как волк-вожак. Вторая гипотеза же опирается на тот факт, что так возможно звали вождя, который сумел объединить все древние башкирские племена. Без сомнения можно утверждать, что этот этноним произошел из одного из тюркских языков.
Формирование башкирского относится к 1 в. н.э, которое происходило на территории Южного Урала обеим сторонам Уральского хребта, между реками Волгой и Камой, Тоболом и Уралом. До этого периода существовало огромное множество племен на территории от Волги до Иртыша, такие как табын, катай, канглы, мин, кыпчак, бурзян. Возможно, именно эти племена сыграли большую роль в их объединении в 10 в. Об их объединении свидетельствует то факт, что на современном флаге республики Башкортостан изображено семь ростков растения курай, означающих семь древних башкирских племен, которые стали едиными.
Основу башкирской нации составляют тюркские народы, жившие на Саяно-Алтайском нагорье, в Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии. Это такие народы, населявшие эти территории, как хакасы, тувинцы, шорцы, алтайцы, кочевавшие в то время в приаральско- сырдарьинских степях. В Центральной Азии башкиры также испытывали влияние тунгусо-манчьжуров и монголов. Вследствие кочевания, башкиры пришли и на Южный Урал, где взаимодействовали с финно-угорскими племенами и иранцами. В результате взаимодействия с ними постепенно и формировался этот народ, о чем свидетельствуют тюркские отголоски в названии племен.
В 10-13 в.в башкирский народ находился под сильным влиянием Волжско-Камской Болгарии, их соседями были кыпчаки. В первой четверти 13 в. башкиры были вынуждены подчиниться Золотой Орде. В этот тяжелый для башкир период происходило множеств восстаний и нарастало недовольство. Башкиры были вынуждены платить непомерные налоги, и часть земель отторгалась от них силой по воле хана.В этот период также происходила ассимиляция башкир с другими народами, так как они тесно взаимодействовали с болгарами, монголами, кыпчаками, табынцами, минцами. Хотя татаро-монгольское владычество и являлось гнетом не только для башкирского народа, но все же в этом можно найти и некоторые благоприятные аспекты в общественной организации, в данном случае, башкирского народа. Так, во время татарского владычества осуществлялась безопасность территории, ее организованность и целостность, несмотря на неоднородность социального состава. Это достигалось тем, что татарам было выгодно держать подвластные территории в защищенности. Важным фактором, помимо всего прочего, также было то, что завоеватели не предъявляли никаких претензий по поводу вероисповедания и культуры народов, находящихся под их владычеством. После распада Золотой Орды башкиры попали в зависимость от различных ханств- остатков Золотой Орды. Более того, народ не был способен образовать свое единое сплоченное независимое государство, так как после свержения ига башкиры лишились «почвы под ногами» в виде той силы монгольской власти, которая скрепляла их и не давала разобщиться. Как результат, из истории мы знаем, что в
1557 г. башкирский народ добровольно решил войти в состав Российского государства, тем самым обеспечив себе защиту и покровительство. Но существовали так же и условия, на которых башкиры могли стать частью Российского государства. Во-первых, они должны были платить государю поземельную подать. Во-вторых, все башкиры были обязаны нести военную службу государству, под чье покровительство они вошли. В свою очередь, Иван Грозный в точности выполнил пожелания башкирского народа: им вернули их законные земельные владения и вотчинные права на них, неприкосновенной оставалась и религия. Таким образом, присоединение башкирского народа к Российскому государству произошло на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.
До конца 16 в условия присоединения башкир ни разу не были нарушены царским правительством, не нарушались их законные права. В 1574 г. был основан город Уфа, ставший впоследствии столицей. Он был задуман в качестве центра сбора дани, так как раньше пунктом сбора дани являлась Казань- далекий от территории проживания башкир город. Но в начале 17 в царская политика коренным образом изменилась в отношении этого народа. Без согласия башкир на их землях начали строиться различные крепости, монастыри, стали прокладываться дороги. Кроме того, земли без ведома собственников начали отдаваться под заводы. Наряду с земельным налогом вводился и налог на содержание довольно богатых хозяйств. Все это усугубляло недовольство среди башкир, которое вскоре вылилось в различного рода восстания. Самое большое крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева произошло в 1773-1775 г.г. Интересы башкирского народа выражал поэт-импровизатор Салават Юлаев, ставший впоследствии их предводителем и позднее национальным героем башкир. Восстание было подавлено, но оно все же заставило внести некоторые коррективы в политику государства и идти на различного рода уступки по отношению к восставшему народу: была вновь возвращена неприкосновенность народа, восстановилось их вотчинное право на землю, а также христианизация не была распространена среди башкир.
Важнейшим моментом в истории башкирского народа была отмена крепостного права. До этого существовала кантонная форма управления башкирским населением, то есть их земля была разделена на округа, выезд за пределы которых осуществлялся по паспортам. Башкиры принадлежали к числу служилого населения. После отмены крепостного права башкиры были переведены в гражданское сословие, то есть вместо несения военной службы они были обязаны платить налоги гражданской администрации. Постепенно отношения между башкирами и русскими начали укрепляться.
20 в для Башкортостана был сложным повлек за собой множество перемен. После Великой Октябрьской революции возник рост национального самосознания, и Башкортостан стал требовать независимости и права нации на самоопределение. В ноябре 1917 года была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика. В декабре этого же года было образовано Башкирское правительство. В начальный период гражданской войны из-за разногласия с большевиками башкиры сначала воевали на стороне белых, но немного времени спустя, осознав свое неправильное решение, перешли на сторону Красной Армии. Последствия разрухи после Гражданской войны коснулись и Башкортостана: он вышел из войны таким же опустошенным и слабым, как и множество других участников военных действий.
Во время Великой Отечественной войны республика была одним из основных центров для эвакуирования промышленных предприятий и населения. Кроме этого, Башкортостан был крупным поставщиком провианта и снаряжения на фронт. За годы советской диктатуры республика была награждена двумя орденами Ленина (1935, 1957 гг.), орденом Октябрьской революции (1969 г.), орденом Дружбы народов (1972 г.).
В конце 80-х годов 20 века начали обостряться социально-экономические и национальные проблемы, активизировалось массовое движение за утверждение суверенитета республики Башкортостан. Принятие Декларации о суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 г. вселило надежду в башкирский народ на скорое получение своего собственного республиканского суверенитета. Вскоре 11 октября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики Башкортостан. 12 декабря был избран первый президент республики Муртаза Губайдуллович Рахимов. На этот пост он утверждался трижды, и в 2010 году его заменил Р.З. Хамитов, который был назначен указом Президента РФ Д.А. Медведевым и одобрен Государственным Собранием республики- курултаем Республики Башкортостан.
Автор работы: Юлия Филиппова