«Американская трагедия» Теодора Драйзера

Краткая биография автора.

Теодор Драйзер (27.08.1871-28.12.1945) – один из самых известных американских писателей ХХ века, а также известный общественный деятель. Написал множество романов: «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1912), «Титан» (1914), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925), «Оплот» (1946), «Стоик» (1947).
«Американская трагедия» Теодора Драйзера

Теодор Драйзер родился в городе Терр, штат Индиана, в семье немецких эмигрантов. Он был 12, последним ребенком в семье. Отец, Джон Пол Драйзер, был порядочным и честным человеком. Мать, Сарра Драйзер, была не грамотная, однако очень мудрая и добросовестная женщина.

В шестилетнем возрасте Теодора отдали в католическую школу. В памяти писателя первые годы отразились не самые радостные воспоминания: недоброжелательные лица церковников, долгие часы тягостных служб.

Из-за плохого материального положения, семья решила разъехаться и попытать счастья в других городах. В 1879 году мать Драйзера смогла снять недорогой коттедж в городе Салливан, и стала зарабатывать на жизнь стиркой и уборкой. Дети же разносили пакеты с бельем, а также собирали уголь на железной дороге. Теодор Драйзер, несмотря на тяжелые положение семьи в те годы, отзывается о них с благодарностью: «Если бы меня попросили указать какой-то период моей юности или даже всей жизни, о котором я мог бы сказать, что он представляет собой единство простоты, чудес, красоты…я бы остановился на двух-трех годах, которые прошли в простом небольшом белом домишке, приютившем нас в Салливане».

В 1884 году писатель переезжает в Чикаго, где он продает газеты со своим братом Эдом. Но вскоре вновь было принято переехать, так как жизнь в Чикаго требовала больше средств, чем имела семья.

Было принято решение о переезде в город Варшава, штат Индиана. Драйзер вспоминает: «Мне всегда приятно сознавать, что именно здесь жизнь нашей семьи стала простой, консервативной, хорошо ухоженной – такой, как того больше всего хотелось моей матери».

В 1887 году Драйзер окончил среднюю школу и отправился в Чикаго, где он устроился уборщиком, мойщиком посуды и посыльным в ресторан. Ему платили пять долларов и бесплатно кормили. Работа была тяжелой, с утра до позднего вечера ему приходилось носить дрова, мыть посуду и чистить овощи. От чрезмерного переутомления положенное питание не лезло в глотку, в результате Драйзер испортил себе желудок. Через несколько месяцев он поступил подносчиком на оптовый склад скобяных товаров.

В 1889 году Теодор Драйзер, благодаря своей школьной учительницы Милдред Филдинг, поступает в Индианский университет. Он изучал философию, алгебру, латинский язык, но больше всего он увлекался литературой. Огромное влияние на него произвели творения Льва Толстого: именно после его произведений он впервые начал писать. В конце года он успешно сдал экзамены, однако, из-за невозможности оплачивать обучение, ему пришлось оставить университет.

В 1890 году скончалась мать Теодора. Это был очень тяжелый удар для него. Именно в это время Драйзер впервые серьезно задумался посвятить себя литературе и попробовать устроиться репортером в какой-нибудь газете.
В апреле 1892 года Драйзера зачисляют временным учеником репортера в второразрядную газету “Дейли глоб”. Оплата – 15 долларов в неделю.

С этих пор началась его карьера на литературном поприще.

«Американская трагедия» или крушение «американской мечты»

Роман «Американская трагедия» вышел в 1925 году. И сразу при своем появлении роман возбудил не столько литературный, сколько общественный скандал. В основе этого романа лежал реальный случай: убийство Честером Джиллетом свой девушки Грейс Браун в 1906 году. К 1925 году многие участники тех событий были еще живы: и родственники убийцы, и родственники погибшей, и неправедные судьи, то посыпались судебные иски и разбирательства. Инсценировка 1926, целиком построенная на самой скандальной стороне дела, только разожгла пламя популярности романа.

Как вспоминал Теодор Драйзер: «Я долго вынашивал эту историю, ибо мне казалось, что это была история знакомая каждому мальчишке, выросшему в маленьких городах Америки. Моя цель не заключалась в морализировании, но в том, чтобы хоть как-то объяснит, отчего происходят подобные убийства – а они в Америке происходят в удивительным постоянством».

Подруга писателя Эллен Ричардсон вспоминает: «Несколько недель спустя, мы получили из Нью-Йорка достоверное сообщение о том, что «Американская трагедия» пользуется невероятным успехом. Читая это сообщение, Тедди едва мог поверить своим глазам. Его книги раньше не встречали такого единодушного одобрения, и он был настроен скептически. Но нельзя было не поверить восторженным рецензиям и поздравительным писььмам и телеграммам, которые шли непрерывным потоком».

Однако не обошлось и без критики. Американский писатель Синклер Льюис заявил, что ему роман не понравился. Также друг Драйзера Генри Менкен назвал произведение «бесформенным, отталкивающим чудовищем, громоздкой телегой, … хаотическим творением в 385 тысяч слов, из которых 250 тысяч лишние». Эта публикация разорвала дружбу между Менкеном и Драйзером.

Итак, с одной стороны роман экранизируют, комментируют. Сцена убийства до сих пор изучается на юридических отделениях американских университетов, как классический пример убийства по неосторожности, а суд над Гриффитсом, детально описанный Драйзером, так же детально воспроизводят в учебниках по судопроизводству с указанием на ошибки следствия и суда.

С другой стороны, зачислить в штат Пантеона славы американской литературы его не спешат: уж очень колючий и неудобный он писатель. А, главное, никак не восхищается Америкой. В Европе же «Американская трагедия» стала классикой.

В настоящее время роман «Американская трагедия» — один из самых известных романов во всем мире. Его экранизация фильм «Место под солнцем» (1951) получил 6 оскаров. Однако, в фильме основной упор сделан на отношения Клайда с женщинами, и мораль фильма очевидна: нужно правильно и своевременно определяться со своими любимыми, а не бегать за каждой юбкой.

Проблематика произведения

1. Падение Клайда Грифитса.

Падение Клайда Грифитса связано не только с буржуазными идеалами и моралью, которые испортили милого и нравственного юношу, но и в душе у него не нашлось достаточно серьезных моральных принципов. Отсутствие веры в Бога и высших духовных ценностей стало причиной несчастного случая произошедшего на озере. Буржуазные идеалы о счастье вытеснили из внутреннего мира Клайда духовные ценности, которые были так необходимы для отказа от злого умысла.

2. Совершил ли все-таки Клайд Грифитс убийство?

Один из самых спорных вопросов этого произведения: совершив убийство у себя в мыслях, является ли человек виновным в нем? По моему мнению, Клайд Грифитс не совершал убийство, хотя несомненно причастен к смерти Роберты. Это убийство просто несчастное стечение обстоятельств и, как я считаю, его действительно можно назвать убийством по неосторожности; так как Грифитс в последний момент отказывается от совершения преступления, и совершенно случайно толкает Роберту, после чего пытается помочь ей, но лодка, к несчастью переворачивается.

Однако возникает новый вопрос: считается ли преступлением, что Клайд не стал помогать Роберте выплыть или ухватиться за лодку?

3. Виновата ли Роберта в случившемся?

Однако нельзя не упомянуть о Роберте, ведь она двигалась к той же цели, что и Клайд: брак с ним для нее – это шанс выбиться в люди для нее. Они становятся жертвами стремления к успеху, к счастливой и богатой жизни, которая охватила всех их соотечественников.

4. Социальный характер романа.

Драйзер говорил: «Это исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как личность бессильна против нее». Художественное зрение Драйзера позволило разглядеть в заурядном уголовном деле трагедию судьбы. И это действительно так: хотя человек и пытается всегда стремиться к идеалу, но, порою, жизненные обстоятельства становятся сильнее людей, и приходится совершать аморальные, а, иногда, противозаконные поступки. Неизбежность – имя всех бед и несчастий, именно логикой развития судьбы человека, роман производит такое сильное, практически неизгладимое впечатление.

5. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?»

«Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею… – Убивать? Убивать-то право имеете? – всплеснула руками Соня».

Этот вопрос, заданный известным персонажем Родионом Раскольниковым (Достоевский «Преступление и наказание») несомненно возникает практически у каждого, после прочтения данного произведения. Суд присяжных, признавший Клайда виновным даже не попытался задуматься о том, что именно сделало его убийцей (пусть в мыслях, а Клайд был убийцей). Судье нужен пост председателя, а следовательно он прибегает к моральному давлению на присяжных (чтение писем Роберты). Но имел ли право Клайд лишать жизни Роберту ради собственного счастья, а также мог ли Мейсон (прокурор по делу Грифитса) действовать противоправными методами (эмоциональное давление на присяжных) для достижения в принципе того же: счастья, за счет жизни другого человека?

В настоящее время, эти вопросы звучат нелепо, и отрицательный ответ на них, не возникает вопроса, но столетие назад, во времена промышленной революции, его воспринимали совсем по-другому, и многие шли на такие преступления во имя собственного блага.

6. Тайна суда или «Игра рока»?

Сергей Михайлович Э йзенштерн уловил в романе, что открылось немногим: беззащитность человека перед лицом рока, которая рождает пафос сострадания, который роднит Драйзера с Достоевским. По сути, преступник может быть оправдан и обвинен независимо от того, совершал он преступление или нет: так как адвокаты, Белнеп и Джефсон, Клайда могут составить идеальную схему защиты, в которой даже Люцифер окажется святым, а прокурор, Мейсон, может доказать, что сам Бог является преступником. Приговор был вынесен случайно, так как на решение присяжных повлияло их отношение к подсудимому.

7. Разоблачение мифа об Америке.

Драйзер разоблачил миф об Америке, как о стране «безграничных возможностей для каждого». Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами. Документализм истории Клайда подтвержден, что дает право на безоглядную критику государственных устоев Америки, всех ее институтов, от семьи до суда.

Подводя итоги, стоит отметить, что Журнал «Нейшн» назвал его «величайшим американским романом нашего поколения». Да, и в настоящее время «Американская трагедия» остается очень популярным произведением, которое читают во всем мире. «Русский Драйзер» — очень значительное и важное явление в нашем духовном мире. Книги великого американца читаются у нас по-прежнему с неослабным интересом, помогая нам понять. Если попытаться выразить одним словом наше представление о Драйзере-художнике, то, пожалуй, трудно подобрать что-нибудь более удачное, чем название одного из его романов — «Титан».

Вспоминаются слова Г. Менкома: «Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина».

Литература

1. Драйзер Т. Американская трагедия. — 978-5-17-049824-6 изд. — М.: АСТ, 2011.
2. Иеромонах Макарий «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» // Радонеж. — 2004. — 25 июня.
3. Ковалев Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Американская поэзия в русских переводах URL: www.uspoetry.ru/books/1 (дата обращения: 25.10.2011).
4. Соколов В.Д. «Вечные сюжеты» Т. Драйзер. «Американская трагедия» // «Вечные спутники».
5. Сайт поклонников творчества Теодора Драйзера URL: dreiser1871.narod.ru/americtraged.htm (дата обращения: 25.10.2011)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: